Устные традиции, и по сей день в изобилии встречающиеся в Индии, являют собой наследие того времени, когда еще во всех цивилизациях определяющим фактором было устное слово. Самыми первыми текстами в Индии, которые следовало изучать, воспринимая на слух и заучивая наизусть, были Веды, священные книги арийских народов. Большинство индийцев из числа тех, кто не подвергся серьезному влиянию Запада, свято верят в то, что основы их культуры были заложены не обыкновенными людьми, а древними мудрецами-ясновидящими, или риши, и изначально возникли в своей целостности и единстве как Веда (священное знание).
Четыре Веды, которые принято считать главными священными текстами, лежащими в основе всей совокупности учений, известных под названием индуизма, представляют собой собрания гимнов, или священных песнопений, чей глубинный смысл сокрыт не столько в буквальном значении их слов, сколько в их символическом подтексте, в ритме и мелодии, а также в личной силе того, кто их произносит.
Страница печатного текста способна передать лишь малую долю Веды, аудио- или видеозапись — чуточку больше. Но в конечном счете даже среди тех, кто в совершенстве постиг науку устного чтения Вед, многие так никогда и не окажутся причастны к тому истинному знанию, которое может быть передано только одним путем — непосредственно от одного посвященного к другому.
Сами Веды можно рассматривать как живые существа. Тот, кто открыл себя навстречу этим особым сущностям, будучи по¬священным в их изучение через посредника в лице своего гуру, человека, служившего сосудом для их хранения на протяжении многих лет, становится и сам способен вместить в себя это глубочайшее знание.
К сожалению, даже в отношении тех немногих ведических традиций, которые продолжают существовать в современной Индии, возникает достаточно сильное сомнение — обладает ли хотя бы один из ныне живущих всей полнотой знания, сокрытого в Ведах, ибо ключи к пониманию их скрытого смысла начали утрачиваться задолго до начала христианской эры. Недостаток способных учеников в такой же мере разрушает традиционные устои, как недостаток детей полагает конец существованию семьи или ведет к вымиранию биологического вида.
Поскольку даже в момент их рождения Веды были полностью постижимы только для риши, эти великие провидцы, получившие свое знание свыше путем божественного откровения, основали шесть вспомогательных дисциплин, называемых ведангами — ветвями основной Веды, или Знания. Вышеупомянутые шесть веданг следует изучить прежде, чем вы приступите к изучению самих Вед. Вот они: вьякарана (грамматика), чхандас (метр или ритм), шикша (интонация), нирукта (этимология), кальпа (ритуал) и джиотиш (астрономия и астрология). Если представить себе Веду живым существом, вьякарана представит его лицо, чхандас — ноги, шикша — дыхание, нирукта — уши, кальпа — руки, а джиотиш — глаза. Каждая из веданг есть живое существо, и познать его можно только с помощью гуру.
Эти существа и другие, подобные им, побеги единого ведического древа, нередко обозначаются общим термином «видья», имеющим единый корень со словом «веда». Каждая видья — это богиня, которой вы должны поклоняться в стремлении установить с ней столь глубокие личные отношения, чтобы она могла полностью завладеть вами. Джиотиш с этой точки зрения есть не что иное, как джйотир-видья (Учение Света), и получить обладание такой видьей можно только от джйотиши, ибо джиотиш предполагает всестороннее познание всех граней и проявлений «владык света», каковыми являются Солнце, Луна, планеты и звезды.
Харт Дефау и Роберт Свобода, из книги «ДЖИОТИШ. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ АСТРОЛОГИЮ»